БИОГРАФИЯ
ШЕХТЕЛЯ
ДАТА РОЖДЕНИЯ
Франц-Альберт Шехтель родился 26 июля (7 августа) 1859 года в Петербурге в католической семье немецких купцов. Здесь же родились его брат Осип и сестры Александра, Юлия и Мария. Его отец, Осип Осипович, в 1855 году женился на Дарье Карловне Гетлих - будущей матери Федора Осиповича. Когда будущему зодчему было около шести лет, семья переехала жить из Петербурга в Саратов.

Спустя 56 лет, в 1915 году, Франц-Альберт перешёл из католичества в православие и принял новое имя — Фёдор Осипович Шехтель, с которым и вошёл в историю русской архитектуры.
1859

УЧЕБА И ОТЧИСЛЕНИЕ
В 1875 году Шехтель переехал в Москву и поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, из которого, спустя три года, был отчислен за плохую посещаемость.
В Москве Шехтель занимался книжно-журнальной графикой, рисовал театральные афиши, торжественные адреса и меню, сотрудничал с юмористическими журналами «Сверчок» и «Будильник» под псевдонимом Финь-Шампань.
1875
ДОМ ДЛЯ ЩАПОВА
Дом с башней на углу Немецкой улицы и Денисовского переулка занимала семья Щаповых. Особняк, по одним сведениям 1884 г. постройки, по другим 1878 г. возвел архитектор А.С. Каминский. Помощником в этом строительстве выступил начинающий архитектор Ф. Шехтель. Именно он делал рисунки фасада на жилом строении.
1878

ОСОБНЯК МОРОЗОВОЙ
Самая известная постройка Ф.О. Шехтеля в духе неоготики 1890-х годов. Её высокое художественное качество соперничает с другими одновременными шедеврами родственного стиля — интерьерами особняков Морозова в Подсосенском переулке и Харитоненко на Софийской набережной. Значимость особняка на Спиридоновке сопоставима лишь с богатством открытий, содержащихся в проекте этого сооружения, включая его градостроительный, композиционный, структурно-планировочный, стилевой аспекты, а также решение проблемы синтеза искусств.
1893-1897
ПЕРВЫЙ ЛИЧНЫЙ
ОСОБНЯК ШЕХТЕЛЯ
Второй по счёту и первый из домов Шехтеля, построенных зодчим для себя, датируется 1896-м годом и входит в серию «готических особняков» 1890-х годов. Их проектирование проходило под знаком переосмысления средневекового наследия, в том числе западноевропейской готики. В формах этих особняков отрабатывались приёмы, которые в следующее десятилетие превратились в норму проектирования зданий зодчего в стиле модерн.

Прежде всего, это живописная многообъёмная композиция свободно расположенного в пространстве участка здания. Дом зодчего расположен на крошечном участке неправильной формы и неправильность общей композиции не маскируется, а, скорее, акцентируется составляющими её — разными по высоте, форме и размерам — объёмами.
1896
1900-1902

ОСОБНЯК РЯБУШИНСКОГО
Особняк, построенный Фёдором Шехтелем для предпринимателя Степана Рябушинского на Малой Никитской улице - один из наиболее ярких примеров раннего модерна в русской архитектуре. Постройка стала новаторской в градостроительном, композиционном, стилевом и планировочно-структурном аспектах.

Единственное из созданий русских зодчих, упоминаемое во всех без исключения общих работах зарубежных исследователей по истории искусства и архитектуры рубежа XIX-XX столетий.
1901
АНСАМБЛЬ
РУССКИХ ПАВИЛЬОНОВ
За архитектурную основу для ансамбля русских павильонов на международной выставке в Глазго были взяты деревянные северные шатровые храмы, терема, крестьянские хозяйственные постройки. Выполненные в дереве в виде срубов или обшитые тесом, яркие павильоны подарили наследию древнерусского зодчества новую трактовку и стали событием в архитектурной жизни, определившим своеобразие национально-романтической ветви модерна в России.


ЭСКИЗЫ ЦНТБ СИА ДОМ НА Б.САДОВОЙ
Городская усадьба, построенная Шехтелем в 1910 году. Здание известно как третий и последний дом, который он построил для себя. Над аркой установлена фриза с античными фигурами. Композиция фигур напоминает изображение на стенах храма античной Греции — Парфенона на Акрополе в Афинах. В центре композиции барельеф с изображением богини Древней Эллады — Афины, выполненной по рисунку Шехтеля. К ней по обеим сторонам шествуют музы.

В доме традиционно два входа. Парадный расположен в боковой стене дома сразу за аркой ворот и ведет в левую невысокую одноэтажную часть, где находился вестибюль, и в холл. Вход внутри двора давал доступ в жилую, хозяйственную и рабочую части дома, также этим путём можно было добраться до жилых комнат членов семьи на втором этаже. Комнаты выходили окнами на здание Архитектурного сообщества.
1903
1903-1904
Один из последних, осуществлённых накануне революции, проектов Шехтеля. Наряду с собственным домом на Б. Садовой и музеем-библиотекой им. А.П. Чехова в Таганроге представляет замечательный образец произведений зодчего, выполненных с использованием форм классицизма, но не принадлежащих к неоклассицизму. Композиция всех перечисленных сооружений исходит из принципов стиля модерн. Все они противостоят классической традиции живописностью и ритмической музыкальностью композиции, упрощённостью и укрупнённостью осовремененных форм ордерной архитектуры.
ОСОБНЯК МИНДОВСКОЙ

ЗДАНИЕ
ЯРОСЛАВСКОГО ВОКЗАЛА
Существующее ныне здание возникло в результате расширения и перестройки в 1902-1904 годах первоначального здания вокзала, сооружённого в 1864-м году по проекту петербургского архитектора Р.И. Кузьмина одновременно с расположенным на противоположной стороне Комсомольской площади Рязанским (ныне — Казанским) вокзалом, перестроенным позднее по проекту А.В. Щусева.
1902-1904
Здание Художественного театра, будучи одним из самых ярких творений отечественного модерна, и в равной степени — новаторским произведением этого стиля в мировом масштабе, вместе с тем, ещё и уникальное явление. Миру почти неизвестны театральные здания, архитектурный облик и структура которых возникли бы, подобно этому зданию, как материальное воплощение художественной программы создателей театра.
1913
ЗДАНИЕ
КИНОТЕАТРА "ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ"

ХРАМ
СВ. НИКОЛАЯ
У СОЛОМЕННОЙ
СТОРОЖКИ
Деревянный шатровый храм был построен в 1916 году в неорусском стиле по проекту архитектора Фёдора Шехтеля изначально как церковь Николая Чудотворца 675-й Тульской пешей дружины в Петровско-Разумовском у Соломенной сторожки.

Являлась первым построенным в России храмом-памятником Первой мировой войны. В советское время церковь была снесена. Воссоздана в 1997 году с использованием оригинального проекта на новом месте. Имеет статус Патриаршего подворья.
1916
Умер Федор Осипович Шехтель в 1926-м году. Его выдающееся творчество до сих пор представляет интерес не только для исследователей русской и советской архитектуры, но и определяет этап в развитии стиля модерн в мировом художественном процессе. Произведения Ф.О. Шехтеля до настоящего времени определяют облик Москвы и являются эталоном стиля модерн, в развитии которого он сыграл решающую роль.
1926
ДАТА
СМЕРТИ
Made on
Tilda