Ко дню строителя
домашний
очаг
Строитель — это не просто профессия, а настоящее искусство созидания, объединяющее мастеров разных специальностей: от архитекторов, создающих грандиозные сооружения, до скромных тружеников, чьи руки дарят тепло домашнего очага. И если современные технологии изменили облик строительства, то русская печь остаётся нетленной ценностью нашей культуры — хранительницей семейного уюта и вековых традиций.
Интересный факт:
В старину считалось, что хороший печник должен быть не только мастером, но и немного волшебником — ведь от качества кладки зависело не только тепло в доме, но и вкус хлеба, и даже здоровье всей семьи.
В мире, где стремительно исчезают традиционные ремёсла, печное дело — это не просто профессия, а живая связь поколений. Возможно, именно ваши руки продолжат эту многовековую историю мастерства.
В мире, где стремительно исчезают традиционные ремёсла, печное дело — это не просто профессия, а живая связь поколений. Возможно, именно ваши руки продолжат эту многовековую историю мастерства.
Интересный факт:
В старину считалось,
что хороший печник должен быть не только мастером, но
и немного волшебником — ведь от качества кладки зависело не только тепло в доме, но и вкус хлеба, и даже здоровье
всей семьи.
Строитель — это не просто профессия, а настоящее искусство созидания, объединяющее мастеров разных специальностей: от архитекторов, создающих грандиозные сооружения, до скромных тружеников, чьи руки дарят тепло домашнего очага. И если современные технологии изменили облик строительства, то русская печь остаётся нетленной ценностью нашей культуры — хранительницей семейного уюта и вековых традиций.
Наша выставка изданий из фондов Центральной научно-технической библиотеки приоткрывает завесу тайн этого древнего ремесла.

Здесь вы узнаете:
• Как эволюционировала русская печь
от простого очага до сложного инженерного сооружения.
• Почему в конструкции традиционной печи зашифрованы знания наших предков
о теплотехнике.
• Как освоить это искусство сегодня по руководствам, таким как: «Камины и печи от А
до Я», «В помощь начинающему печнику», «Русские печи-теплушки» и пр.
Наша выставка изданий из фондов Центральной научно-технической библиотеки приоткрывает завесу
тайн этого древнего ремесла.

Здесь вы узнаете:
• Как эволюционировала русская печь
от простого очага до сложного инженерного сооружения.
• Почему в конструкции традиционной печи зашифрованы знания наших предков о теплотехнике.
• Как освоить это искусство сегодня
по руководствам, таким как: «Камины
и печи от А до Я», «В помощь начинающему печнику», «Русские
печи-теплушки» и пр.
Кормилицей, Божьей ладонью, Царицей дома - так называли русскую печь наши предки. Строить дом начинали «от печи», и вся жизнь крутилась вокруг нее. Отсюда и пошли знаменитые пословицы и поговорки: «Плясать от печки» и «Догадлив крестьянин — на печи избу поставил». Печь была сердцем дома, без которого не могли обойтись не только крестьянские избы, но и величественные жилища представителей благородного сословия. Русская печь по праву стала уникальным предметом национального быта, известным во всем мире.
Она не только обогревала дом, но и выполняла ряд других важнейших функций: в ней готовили пищу, с ее помощью стирали, сушили и гладили белье, а в печах с широким и высоким сводом можно было мыться. А также печь служила средоточием духовной и обрядовой жизни в стенах дома.
история
Русская печь прошла серьёзную эволюцию от первых каменок VIII-IX веков до классической беленой печи, сохранившейся во многих деревенских домах по сей день.
Каменки были похожи на примитивный очаг, сложенный из необработанных валунов без какого-либо скрепляющего раствора. Такие печки использовались для обогрева домов и приготовления пищи.
В них разводили открытый огонь, и по этой причине их нахождение в деревянных домах было небезопасным. Такие печи пока не имели трубы для отвода дыма, что неблагоприятно сказывалось на здоровье людей.
Каменки были похожи на примитивный очаг, сложенный из необработанных валунов без какого-либо скрепляющего раствора. Такие печки использовались для обогрева домов и приготовления пищи.
В них разводили открытый огонь,
и по этой причине их нахождение
в деревянных домах было небезопасным. Такие печи пока не имели трубы для отвода дыма, что неблагоприятно сказывалось на здоровье людей.
В XV веке на Руси начали устанавливать глинобитные курные печи. Они представляли собой свод
с толстыми стенами и значительно отличались от своих предшественниц.
Курная печь стала прародительницей русской печи. Постепенно печь модернизировалась, в печах появились металлические дверцы, а также духовые отделения, которые использовались для выпекания хлеба
и приготовления других блюд.
Но только в конце XV-начале XVI века начинают делать отверстия в потолке избы для выхода дыма. После того как дым отходил, отверстие вновь закрывалось.
В XV веке на Руси начали устанавливать глинобитные курные печи.
Они представляли собой свод
с толстыми стенами и значительно отличались от своих предшественниц.
Курная печь стала прародительницей русской печи. Постепенно печь модернизировалась, в печах появились металлические дверцы, а также духовые отделения, которые использовались для выпекания хлеба и приготовления
других блюд.
Но только в конце XV-начале XVI века начинают делать отверстия в потолке избы для выхода дыма. После того как дым отходил, отверстие вновь закрывалось.
В XVIII веке стали появляться беленые русские печи. Их устанавливали непосредственно на печном корпусе,
как правило, в углу, чем экономили пространство в доме. Место вокруг
печи называлось «бабий кут» - прообраз современной кухни. Труба выводила все продукты горения на улицу. Таким образом, печь была безопасной для использования и не загрязняла воздух
в помещении.
Конструкция русской печи могла различаться в зависимости от региона
и традиций, а также от пожеланий заказчика, но принцип устройства печей был похож.
Печь Каменка
Печь Курная
Печь Русская
Ополовников А.В.
Русский Север.
Издательство: Стройиздат.
Москва, 1977.
Монография исследует традиционное деревянное зодчество Русского Севера, включая жилые постройки с русскими печами, хозяйственные сооружения, культовые и оборонительные объекты. Автор анализирует органичное единство функциональных и художественных аспектов архитектуры, уделяя особое внимание конструктивным особенностям и роли русской печи в повседневной жизни.
Ополовников А.В.
Русский Север.
Издательство: Стройиздат.
Москва, 1977.
Монография исследует традиционное деревянное зодчество Русского Севера, включая жилые постройки с русскими печами, хозяйственные сооружения, культовые и оборонительные объекты. Автор анализирует органичное единство функциональных и художественных аспектов архитектуры, уделяя особое внимание конструктивным особенностям
и роли русской печи в повседневной жизни.
Шургин И.Н.
От лесной избушки до церкви дивной.
Деревянная архитектура Коми.
Издательство: "Совпадение".
Москва, 2009.
Книга известного специалиста по изучению, реставрации и сохранению памятников деревянной архитектуры посвящена исследованию самобытной архитектуры деревянных построек народа коми. Помимо собственно жилища и крестьянской усадьбы в целом, автор рассматривает лесные промысловые постройки, церкви и часовни, малые формы, декоративные особенности исследованных произведений архитектуры. Текст подробно иллюстрируется фотографиями, сделанными автором во время экспедиций и найденными в архивах. Большинство фотографий публикуется впервые.


Шургин И.Н.
От лесной избушки до церкви дивной.
Деревянная архитектура Коми.
Издательство: "Совпадение".
Москва, 2009.
Книга известного специалиста по изучению, реставрации и сохранению памятников деревянной архитектуры посвящена исследованию самобытной архитектуры деревянных построек народа коми. Помимо собственно
жилища и крестьянской усадьбы
в целом, автор рассматривает лесные промысловые постройки, церкви и часовни, малые формы, декоративные особенности исследованных произведений архитектуры. Текст подробно иллюстрируется фотографиями, сделанными автором во время экспедиций и найденными в архивах. Большинство фотографий
публикуется впервые.


Маковецкий И.В.
Архитектура русского народного жилища.
Издательство: Библиотека Академии наук СССР.
Москва, 1962.
Настоящая книга является монографическим исследованием архитектуры русского народного жилища, выполненным автором в итоге многолетнего изучения народного зодчества Севера и Верхнего Поволжья. Обобщения и выводы, изложенные в книге, а также широкий круг привлеченных в ней обмерных чертежей, рисунков и фотографий стали возможны в результате систематического проведения Институтом истории искусств АН СССР комплексных экспедиций в различные области Советского Союза.
В данном разделе, представленном на выставке, вы познакомитесь с конструктивными особенностями печей Северного и Верхнего Поволжья.
Настоящая книга является монографическим исследованием архитектуры русского народного жилища, выполненным автором в итоге многолетнего изучения народного зодчества Севера и Верхнего Поволжья. Обобщения и выводы, изложенные
в книге, а также широкий круг привлеченных в ней обмерных чертежей, рисунков и фотографий стали возможны
в результате систематического проведения Институтом истории искусств АН СССР комплексных экспедиций
в различные области Советского Союза.
В данном разделе, представленном
на выставке, вы познакомитесь
с конструктивными особенностями печей Северного и Верхнего Поволжья.
Маковецкий И.В.
Архитектура русского
народного жилища.
Издательство:
Библиотека Академии наук СССР.
Москва, 1962.
Красовский М.
Курс истории русской архитектуры.
Часть I. Деревянное зодчество.
Издательство: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг.
Петроград, 1916.
Настоящая книга Красовского была издана по причине нехватки пособий к курсу истории русской архитектуры. В предисловии автор писал: "Желание облегчить труд учащейся молодежи побудило меня к изданию курса истории русской архитектуры, первой частью которой является эта книга".
При составлении курса автор старался дать описание всех памятников русского зодчества, не придерживаясь программы какого-нибудь одного учебного заведения.
Красовский М.
Курс истории русской архитектуры.
Часть I. Деревянное зодчество.
Издательство: Товарищество
Р. Голике и А. Вильборг.
Петроград, 1916.
Настоящая книга Красовского была издана по причине нехватки пособий к курсу истории русской архитектуры.
В предисловии автор писал: "Желание облегчить труд учащейся молодежи побудило меня к изданию курса истории русской архитектуры, первой частью которой является эта книга".
При составлении курса автор старался дать описание всех памятников русского зодчества, не придерживаясь программы какого-нибудь одного учебного заведения.
Романович М.К.
Гражданская архитектура. Части зданий. Том 3.
Издательство: Скоропечатня П.О. Яблонского.
Санкт-Петербург, 1896.
Знаменитый дореволюционный русский курс "Гражданской Архитектуры", составленный инженером и архитектором М. Е. Романовичем. Всего издано 4 тома. С многочисленными рисунками, чертежами и таблицами в тексте. Романович, рассматривая архитектуру как науку, видел в ней не только проектную работу, но и работу по возведению зданий или сооружений по этим проектам, то есть архитектура есть «системное изложение истин и правил, относящихся к искусству составления и приведения в исполнение проектов различных зданий».
На данной выставке представлен 3-й том, раздел XIII. Отопление зданий. Здесь можно проследить эволюцию печей от «курных печей» до «современных (1896 г.)» комнатных калориферов.
Романович М.К.
Гражданская архитектура.
Части зданий. Том 3.
Издательство:
Скоропечатня П.О. Яблонского.
Санкт-Петербург, 1896.
Знаменитый дореволюционный русский курс "Гражданской Архитектуры", составленный инженером и архитектором М. Е. Романовичем. Всего издано 4 тома. С многочисленными рисунками, чертежами и таблицами в тексте. Романович, рассматривая архитектуру как науку, видел в ней не только проектную работу, но и работу по возведению зданий или сооружений по этим проектам, то есть архитектура есть «системное изложение истин и правил, относящихся к искусству составления и приведения в исполнение проектов различных зданий».
На данной выставке представлен 3-й том, раздел XIII. Отопление зданий. Здесь можно проследить эволюцию печей
от «курных печей» до «современных
(1896 г.)» комнатных калориферов.
Ополовников А.В., Островский Г.С.
Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества.
Издательство: "Детская литература".
Москва, 1981.
В книге представлено фундаментальное исследование памятников русского народного зодчества, вошедших в золотой фонд мировой архитектурной культуры. Авторский дуэт Ополовникова и Островского раскрывает художественное своеобразие и конструктивные особенности деревянных сооружений, созданных безвестными
мастерами прошлого.
Ополовников А.В., Островский Г.С.
Русь деревянная.
Образы русского деревянного зодчества.
Издательство: "Детская литература".
Москва, 1981.
В книге представлено фундаментальное исследование памятников русского народного зодчества, вошедших в золотой фонд мировой архитектурной культуры. Авторский дуэт Ополовникова и Островского раскрывает художественное своеобразие и конструктивные особенности деревянных сооружений, созданных безвестными
мастерами прошлого.
Ополовников А. В., Ополовников Е. А.
Избяная литургия : книга о русской избе.
Издательство:«Ополо».
2001.
На основе огромного уникального фактического материала (графические и живописные реконструкции, цветные и черно-белые фотографии) рассматриваются особенности построения русских изб и традиционных поселений – во взаимосвязи с религиозно-философским мировосприятием нашего народа. Особое внимание уделено архитектурным деталям. Большая часть памятников уже исчезла с лица земли. Само понятие «русская изба» включает не только архитектурно-конструктивные приемы строительства, но и образ жизни как систему эстетических и этических взглядов, вскормленных русской землей и Православной верой. Возрождение основывается не на копировании форм и обрядоверии, а на осмыслении содержания архитектурных образов и самой идеи жизни. Повествование ведется многопланово с ассоциативными экскурсами в далекую и близкую историю России. Развитие архитектурной мысли переплетается с историко- философской. Для всех, кого интересует история русской жизни и ее отражение в самобытных образах древнерусского деревянного зодчества. Издание историко-просветительное.
Ополовников А. В., Ополовников Е. А.
Избяная литургия : книга о русской избе.
Издательство:«Ополо».
2001.
На основе огромного уникального фактического материала (графические
и живописные реконструкции, цветные
и черно-белые фотографии) рассматриваются особенности построения русских изб и традиционных поселений – во взаимосвязи
с религиозно-философским мировосприятием нашего народа.
Особое внимание уделено архитектурным деталям. Большая часть памятников уже исчезла с лица земли. Само понятие «русская изба» включает не только архитектурно-конструктивные приемы строительства, но и образ жизни как систему эстетических и этических взглядов, вскормленных русской землей
и Православной верой. Возрождение основывается не на копировании форм
и обрядоверии, а на осмыслении содержания архитектурных образов
и самой идеи жизни. Повествование ведется многопланово с ассоциативными экскурсами в далекую и близкую историю России. Развитие архитектурной мысли переплетается с историко- философской. Для всех, кого интересует история русской жизни и ее отражение в самобытных образах древнерусского деревянного зодчества. Издание историко-просветительное.
ФУНКЦИИ РУССКОЙ ПЕЧИ
ФУНКЦИИ
РУССКОЙ
ПЕЧИ
Печка не только грела
и варила — в ней было достаточно места, чтобы париться. Мыться в печах предпочитали молодые девицы, опасавшиеся
«банной нечисти».
Печка не только грела
и варила — в ней было достаточно места, чтобы париться. Мыться в печах предпочитали молодые девицы, опасавшиеся «банной нечисти».
Печная зола на Руси была обязательным компонентом мазей
и отваров.
А если дать настояться золе
в воде, а потом поставить кипятить одежду, она не только становилась белоснежной, но
и более прочной.
На печи сушили и гладили белье. Для сушки были печурки (отверстия в стенах печки),
а для глажки железные листы, а затем и утюги, которые разогревали в печи.
На печи сушили и гладили белье. Для сушки были печурки (отверстия
в стенах печки), а для глажки железные листы, а затем и утюги, которые разогревали в печи.
Крестьяне на печи сушили грибы, ягоды и мелкую рыбешку.
До середины ХIХ века на Руси любимым овощным блюдом были пареная репа или тыква.
Поскольку репа готовилась очень легко, возникло выражение «проще пареной репы».
С наступлением ночных холодов все жители дома располагались поближе
к печи. Нередко к ней пристраивался деревянный ярус — голбец, он располагался на одном уровне с ее верхней плоскостью. На располагаемом на нем деревянном настиле могла расположиться вся семья, ногами к теплу, а головой к холоду. Лежанка могла быть устроена и на самой печи, но от нее исходил столь сильный жар, что не каждый мог его выдержать в течение
целой ночи.
С наступлением ночных холодов все жители дома располагались поближе
к печи. Нередко к ней пристраивался деревянный ярус — голбец, он располагался на одном уровне
с ее верхней плоскостью. На располагаемом на нем деревянном настиле могла расположиться вся семья, ногами к теплу, а головой
к холоду. Лежанка могла быть устроена и на самой печи, но от нее исходил столь сильный жар, что не каждый мог его выдержать в течение
целой ночи.
Издревле считалось, что печной пар исцеляет от множества болезней. Для лечения использовали отвары и снадобья, приготовленные там же. По аналогии с грелкой для прогрева отдельных частей тела в некоторых домах использовали кирпич, нагретый в печи. Сейчас нам покажется диким, но наши предки выгребали из протопленной печи угли и золу, а затем сажали на лопатах в топку прогреваться больных детей. Также был такой обряд «перепекания», когда только что рожденных слабых детей отправляли в печь «допекаться».
Издревле считалось, что печной пар исцеляет от множества болезней.
Для лечения использовали отвары
и снадобья, приготовленные там же. По аналогии с грелкой для прогрева отдельных частей тела в некоторых домах использовали кирпич, нагретый в печи. Сейчас нам покажется диким, но наши предки выгребали из протопленной печи угли и золу,
а затем сажали на лопатах в топку прогреваться больных детей. Также был такой обряд «перепекания», когда только что рожденных слабых детей отправляли в печь «допекаться».
КОНСТРУКЦИЯ
РУССКОЙ ПЕЧИ
Вьюшка
Запечье
Печурки
Свод
Загнеток
Заслонка
Чело
Шесток
Под.
Опечье
Устье
Припечье
Зеркало
Лежанка
Труда
Опечье
Устье
Припечье
Зеркало
Лежанка
Труда
КОНСТРУКЦИЯ
РУССКОЙ ПЕЧИ
Русские печи традиционно строились больших размеров 1,5х2 м. Фундаментом служило опечье, а под ним оставляли пустое место - подпечье. На опечье хранили всю печную утварь: ухваты, кочерги, лопаты для выпечки хлеба.
В подпечье зимой сажали кур, чтобы они грелись и лучше несли яйца. Растопка происходила во внутренней камере печи - горниле. Форма и пропорции горнила позволяли осуществлять и поддерживать равномерный прогрев помещения в течение длительного времени. Доступ к горнилу осуществлялся через устье. Перед устьем располагали шесток - поверхность, необходимую для размещения горшков и других емкостей для приготовления. Также его могли использовать как открытый источник огня для быстрого разогрева пищи. Дым из горнила уходил наверх, в хайло,
а затем поднимался по дымовой трубе. Дрова и прочие горючие материалы, а также сосуды для приготовления пищи помещались на под, который укладывался из плотного слоя глины и был рабочей поверхностью горнила.
Русские печи традиционно строились больших размеров 1,5х2 м. Фундаментом служило опечье, а под ним оставляли пустое место - подпечье. На опечье хранили всю печную утварь: ухваты, кочерги, лопаты для выпечки хлеба.
В подпечье зимой сажали кур, чтобы они грелись и лучше несли яйца. Растопка происходила во внутренней камере печи - горниле. Форма и пропорции горнила позволяли осуществлять и поддерживать равномерный прогрев помещения
в течение длительного времени. Доступ
к горнилу осуществлялся через устье. Перед устьем располагали шесток - поверхность, необходимую для размещения горшков и других емкостей для приготовления. Также его могли использовать как открытый источник огня для быстрого разогрева пищи. Дым
из горнила уходил наверх, в хайло,
а затем поднимался по дымовой трубе. Дрова и прочие горючие материалы,
а также сосуды для приготовления пищи помещались на под, который укладывался из плотного слоя глины
и был рабочей поверхностью горнила.
ПЕЧНОЕ ИСКУССТВО
«Печник - волшебная профессия: одновременно древняя, современная и устремленная в будущее!
Печник - древнейшая и почитаемая профессия, дошедшая из глубины веков до наших времен. Профессия печника окутана легендами, таинственностью, окружена ореолом тайн и загадок. И это неспроста, ведь с давних пор огонь почитался людьми за божество, грозное и в то же время животворящее, дающее спасительное тепло и сохраняющее домашний очаг. А мастера печного дела считались жрецами и посредниками между богами и людьми, умеющими приручить грозную мощь огня и заставить служить его на благо людям!
Так было на заре времен, но и сейчас, в современный и технологичный век, профессия печника не потеряла своей актуальности и таинственности. Несмотря на то, что существуют государственные и частные курсы, обучающие печному делу, огромное количество информации в интернете и обилие книг, стать профессиональным мастером не так легко. Каждый будущий печник, после обучения, должен пройти свой долгий путь в созидании себя как Мастера, пропустить все через свой опыт.
Обычно на это уходит более 10 лет.»
Печное дело: путь приручения огня нашими предками и развитие печного дела в древнем мире.
Печное дело: путь приручения огня нашими предками и развитие печного дела в древнем мире.
Так было на заре времен, но и сейчас,
в современный и технологичный век, профессия печника не потеряла своей актуальности и таинственности. Несмотря на то, что существуют государственные и частные курсы, обучающие печному делу, огромное количество информации в интернете
и обилие книг, стать профессиональным мастером не так легко. Каждый будущий печник, после обучения, должен пройти свой долгий путь в созидании себя как Мастера, пропустить все через свой опыт.
Обычно на это уходит более 10 лет.»
«Печник - волшебная профессия: одновременно древняя, современная
и устремленная в будущее!
Печник - древнейшая и почитаемая профессия, дошедшая из глубины веков до наших времен. Профессия печника окутана легендами, таинственностью, окружена ореолом тайн и загадок. И это неспроста, ведь с давних пор огонь почитался людьми за божество, грозное
и в то же время животворящее, дающее спасительное тепло и сохраняющее домашний очаг. А мастера печного дела считались жрецами и посредниками между богами и людьми, умеющими приручить грозную мощь огня и заставить служить его на благо людям!
ПЕЧНОЕ
ИСКУССТВО
Строганов В. А.
Печное искусство: Практическое руководство для начинающих инженеров и архитекторов, а также для печников,
домовладельцев и строителей.
Издательство: Типо-литография А. В. Васильева.
Москва, 1899.
Цель настоящей книги — облегчить молодым инженерам и архитекторам знакомство с практической стороной дела, без которого они лишены возможности самостоятельно и авторитетно разрешать все недоразумения, встречающиеся на практике, а также дать людям мало подготовленным практические указания рационально обоснованные, а также возможность при помощи нехитрых вычислений самим разрешать и технические вопросы, связанные с печным делом.
Часть первая заключает в себе изложение теоретической стороны предмета. Она назначена для людей, не обладающих теоретической подготовкой, и может быть пропущена инженерами и архитекторами. Главы, содержание которых в оглавлении напечатано курсивом, могут быть интересны, полезны и доступны всякому, хотя сколько-нибудь интересующемуся печным делом.
Орфография издания дореформенная.
Строганов В. А.
Печное искусство:
Практическое руководство для
начинающих инженеров и архитекторов,
а также для печников,
домовладельцев и строителей.
Издательство:
Типо-литография А. В. Васильева.
Москва, 1899.
Цель настоящей книги — облегчить молодым инженерам и архитекторам знакомство с практической стороной дела, без которого они лишены возможности самостоятельно и авторитетно разрешать все недоразумения, встречающиеся на практике, а также дать людям мало подготовленным практические указания рационально обоснованные, а также возможность при помощи нехитрых вычислений самим разрешать и технические вопросы, связанные
с печным делом.
Часть первая заключает в себе изложение теоретической стороны предмета. Она назначена для людей, не обладающих теоретической подготовкой, и может быть пропущена инженерами и архитекторами. Главы, содержание которых в оглавлении напечатано курсивом, могут быть интересны, полезны и доступны всякому, хотя сколько-нибудь интересующемуся печным делом.
Орфография издания дореформенная.
Литавар В.В., Кайданов Г.Л.
Как построить печь, камин, баню.
5-е издание.
Издательство: "УРАДЖАЙ".
Минск, 1996.
Основная цель книги - помочь владельцу индивидуального или садового домика выбрать рациональную конструкцию печи, камина, бани различных типов, дать ему нужные сведения для выполнения всех необходимых работ. Большое внимание уделено правильному выбору материалов, инструмента, приборов для кладки печей и каминов.
Описан уход за ними.
Литавар В.В., Кайданов Г.Л.
Как построить печь, камин, баню.
5-е издание.
Издательство: "УРАДЖАЙ".
Минск, 1996.
Основная цель книги - помочь владельцу индивидуального или садового домика выбрать рациональную конструкцию печи, камина, бани различных типов, дать ему нужные сведения для выполнения всех необходимых работ. Большое внимание уделено правильному выбору материалов, инструмента, приборов для
кладки печей и каминов.
Описан уход за ними.
Демидов В.В.
Камины и печи от А до Я.
Издательство: «Дом. XXI век: РИПОЛ классик».
Москва, 2010.
Современные камины и печи - не только щедрый источник тепла и уюта, но и довольно сложные, капризные сооружения, в которых важна каждая деталь, поэтому советуем основательно изучить эту тему до начала работ.
В новой книге серии "Дом для себя" вы найдете более 50 проектов самых современных и классических конструкций каминов и печей различных типов и размеров, включая оригинальные печи-камины, комбинированные печи и каменки для бань и саун.
Кроме того, вы найдете здесь подробные схемы и порядовки, детальные пошаговые инструкции, сведения о применяемых материалах и оборудовании, а также практические рекомендации профессионалов, необходимые для грамотного сооружения каминов и печей и правильной из эксплуатации.
Демидов В.В.
Камины и печи от А до Я.
Издательство:
«Дом. XXI век: РИПОЛ классик».
Москва, 2010.
Современные камины и печи - не только щедрый источник тепла и уюта,
но и довольно сложные, капризные сооружения, в которых важна каждая деталь, поэтому советуем основательно изучить эту тему до начала работ.
В новой книге серии "Дом для себя"
вы найдете более 50 проектов самых современных и классических конструкций каминов и печей различных типов и размеров, включая оригинальные печи-камины, комбинированные печи и каменки для бань и саун.
Кроме того, вы найдете здесь подробные схемы и порядовки, детальные пошаговые инструкции, сведения о применяемых материалах и оборудовании, а также практические рекомендации профессионалов, необходимые для грамотного сооружения каминов и печей
и правильной из эксплуатации.
Подгородников И.С.
Русские печи. Теплушка-2 и Теплушка 4.
Издательство: Министерства коммунального хозяйства РСФСР.
Москва, 1956.
Книга является руководством по кладке печей «Теплушка-2»
и «Теплушка-4». Печь «Теплушка-2» требует меньше топлива
и времени на варку пищи, хорошо обогревает помещение и дольше держит тепло, нежели обычная русская печь, пригодна для всех видов топлива. В книге приведены чертежи и фотоснимки печи с соответствующими пояснениями, позволяющими выложить русскую печь «Теплушка-2» без помощи печника. «Теплушка-4»
в основном имеет одинаковое устройство с «Теплушкой-2»
и отличается от последней лишь наличием плиты в шестке, делающей «Теллушку-4» более удобной. Книга рассчитана
на массового читателя.
Подгородников И.С.
Русские печи.
Теплушка-2 и Теплушка 4.
Издательство: Министерства коммунального хозяйства РСФСР.
Москва, 1956.
Книга является руководством по кладке печей «Теплушка-2» и «Теплушка-4».
Печь «Теплушка-2» требует меньше топлива и времени на варку пищи, хорошо обогревает помещение и дольше держит тепло, нежели обычная русская печь, пригодна для всех видов топлива. В книге приведены чертежи и фотоснимки печи с соответствующими пояснениями, позволяющими выложить русскую печь «Теплушка-2» без помощи печника. «Теплушка-4» в основном имеет одинаковое устройство с «Теплушкой-2»
и отличается от последней лишь наличием плиты в шестке, делающей «Теллушку-4» более удобной. Книга рассчитана
на массового читателя.
Торопов К.
В помощь печнику.
Издательство: Госстройиздат.
1934.
До сих пор, к сожалению, считают, что печная кладка проста и не требует особых познаний. В результате печи по прежнему кладут как попало, и работы эти обычно полностью поручают печнику-самоучке.
Все это побудило автора дать печнику-практику и малоквалифицированному рабочему основные понятия об устройстве наиболее часто встречающихся в практике нагревательных приборов и изложить правильные приемы и способы выполнения печных работ.
Торопов К.
В помощь печнику.
Издательство: Госстройиздат.
1934.
До сих пор, к сожалению, считают,
что печная кладка проста и не требует особых познаний. В результате печи по прежнему кладут как попало, и работы
эти обычно полностью поручают
печнику-самоучке.
Все это побудило автора дать печнику-практику и малоквалифицированному рабочему основные понятия об устройстве наиболее часто встречающихся
в практике нагревательных приборов
и изложить правильные приемы
и способы выполнения печных работ.
Семенов Л.А.
Печное отопление
Издательство: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре.
Москва, 1955.
Настоящая книга является практическим руководством по печному отоплению. Основное внимание в ней уделено описанию рациональных типов отопительных печей как умеренного, так и повышенного прогрева (индустриальных и полуинду - стриальных конструкций).
В книге изложены также вопросы проектирования печного
отопления, строительства и эксплуатации печей.

Семенов Л.А.
Печное отопление
Издательство: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре.
Москва, 1955.
Настоящая книга является практическим руководством по печному отоплению. Основное внимание в ней уделено описанию рациональных типов отопительных печей как умеренного, так и повышенного прогрева (индустриальных и полуинду - стриальных конструкций).
В книге изложены также вопросы проектирования печного
отопления, строительства и
эксплуатации печей.

Меркель М.А.
В помощь начинающему печнику.
Издательство: Лениздат.
Ленинград, 1945.
Настоящая брошюра составлена применительно к программе массового обучения трудящихся строительному делу.
Она предназначается в качестве пособия-памятки при прохождении теоретических занятий и приобретении начальных производственных навыков по осваиваемой специальности.
Меркель М.А.
В помощь начинающему печнику.
Издательство: Лениздат.
Ленинград, 1945.
Настоящая брошюра составлена применительно к программе массового обучения трудящихся строительному делу.
Она предназначается в качестве пособия-памятки при прохождении теоретических занятий и приобретении начальных производственных навыков
по осваиваемой специальности.
Полевицкий Н.И.
Русская печь и применение ее для сушки
и переработки овощей и плодов.
Издательство: «Жизнь и знание».
Москва, 1930.
Устройство русской печи, приспособление ее для сушки, переустройство ее, способы сушки в русской печи овощей, грибов, плодов и ягод. Применение русской печи для изготовления разных изделий из овощей и фруктов.
Полевицкий Н.И.
Русская печь.
Применение ее для сушки
и переработки овощей и плодов.
Издательство: «Жизнь и знание».
Москва, 1930.
Устройство русской печи, приспособление ее для сушки, переустройство ее, способы сушки в русской печи овощей, грибов, плодов и ягод. Применение русской печи для изготовления разных изделий из овощей и фруктов.
Интересно знать!
Прогноз погоды на Руси
Заклинание мороза
  • Если дрова в печи горят с треском - будет мороз, а если с гудящим шумом - жди бурана.
  • Дрова горят вяло или гаснут - в ближайшие дни наступит оттепель.
  • Дрова в печи хорошо разгораются и горят с легким потрескиванием, а дым из трубы поднимается вверх - верный признак солнечного и безветренного дня.
  • Дым выгибается коромыслом и стелется по земле - подтверждение предстоящего ненастья.
  • Если дрова в печи горят с треском - будет мороз, а если с гудящим
  • шумом - жди бурана.
  • Дрова горят вяло или гаснут -
  • в ближайшие дни наступит оттепель.
  • Дрова в печи хорошо разгораются
  • и горят с легким потрескиванием,
  • а дым из трубы поднимается вверх - верный признак солнечного
  • и безветренного дня.
  • Дым выгибается коромыслом
  • и стелется по земле - подтверждение предстоящего ненастья.
Прогноз погоды на Руси
Интересно
знать!
Для защиты озимых культур и фруктовых деревьев от вымерзания с помощью открытой печной трубы либо волокового окна крестьяне по традиции совершали обряд заклятия мороза.
«Старик или самый старший в семье мужчина забирался на печь с деревянной ложкой, наполненной киселем, просовывал голову в волоковое окно и говорил: «Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес, лен да коноплю в землю вколоти». Когда же, закрыв окно, старик начинал слезать с печи, старшая в доме женщина внезапно обливала его водой, чтобы проклятие замерло на его устах. Считалось, что после такого угощения мороз становился добрым
и уходил восвояси».
«Старик или самый старший в семье мужчина забирался на печь
с деревянной ложкой, наполненной киселем, просовывал голову
в волоковое окно и говорил: «Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес, лен да коноплю в землю вколоти». Когда же, закрыв окно, старик начинал слезать с печи, старшая в доме женщина внезапно обливала его водой, чтобы проклятие замерло на его устах. Считалось, что после такого угощения мороз становился добрым
и уходил восвояси».
ИЗРАЗЦЫ
Изразцы — не просто плитка, а настоящее искусство, застывшее в огне. Словно драгоценные камни,
они веками украшали печи и фасады домов. На Руси эти керамические шедевры появились в XV–XVI веках,
и право создавать их доверяли лишь избранным мастерам — тем, чьи руки могли вдохнуть
душу в обожжённую глину.
Каждый изразец был уникален: единых стандартов не существовало, а потому в завитках росписи и рельефах читался почерк самого мастера. Сначала ими украшали лишь храмы и монастыри, словно принося в дар Богу самое прекрасное. И лишь спустя десятилетия изразцы «сошли» со святых стен в мир людей,
поселившись в домах знати и купцов.
ВЕРШИНА ПЕЧНОГО ИСКУССТВА
ВЕРШИНА ПЕЧНОГО
ИСКУССТВА
Каждый изразец был уникален: единых стандартов не существовало, а потому
в завитках росписи и рельефах читался почерк самого мастера. Сначала ими украшали лишь храмы и монастыри, словно принося в дар Богу самое прекрасное. И лишь спустя десятилетия изразцы «сошли» со святых стен в мир людей, поселившись в домах знати
и купцов.
Изразцы — не просто плитка,
а настоящее искусство, застывшее в огне. Словно драгоценные камни,
они веками украшали печи и фасады домов. На Руси эти керамические шедевры появились в XV–XVI веках,
и право создавать их доверяли лишь избранным мастерам — тем, чьи руки могли вдохнуть душу в обожжённую глину.
ИЗРАЗЦЫ
Баранова С. И.
Изразцовая летопись Москвы.
Издательство: "Русский импульс".
Москва, 2012.
Эта книга - своеобразная хроника более чем пятисотлетней истории московского изразца и одновременно опыт полноценного введения его в контекст русской истории
и культуры. Изразцы рассмотрены как своеобразные документы, как исторические источники, рассказывающие об их производстве и бытовой жизни, моде
и художественной образности.
Баранова С. И.
Изразцовая летопись Москвы.
Издательство: "Русский импульс".
Москва, 2012.
Эта книга - своеобразная хроника более чем пятисотлетней истории московского изразца и одновременно опыт полноценного введения его в контекст русской истории и культуры. Изразцы рассмотрены как своеобразные документы, как исторические источники, рассказывающие об их производстве
и бытовой жизни, моде
и художественной образности.
Ред. Армеев Р.А., Блохнина А.В.
Мастера Русского Севера. Вологодская земля.
Издательство: «Планета».
Москва, 1987.
С чьей-то легкой руки природу русского Севера журналисты называют "неброской", "неяркой и скромной". Между тем нигде в стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Северо - Западе России, называемом последнее время Нечерноземьем. Могло ли все это не отозваться в душе народа, не запечатлеться в его делах и творениях? Красочная декоративность тканей, одежды, домашнего интерьера, присущая всему быту, вкупе с красотой природы действовала на человека с рождения. Такая обстановка сама по себе в какой-то мере художественна, и в такой обстановке нельзя не проснуться душе художника. Среди средних талантов рождалось немало хороших, а среди них и выдающиеся... Издание прекрасно оформлено, со множеством цветных иллюстраций. Вступительный текст В. И. Белова, текст И. Я. Богуславской, А. А. Рыбакова.
Ред. Армеев Р.А., Блохнина А.В.
Мастера Русского Севера.
Вологодская земля.
Издательство: «Планета».
Москва, 1987.
С чьей-то легкой руки природу русского Севера журналисты называют "неброской", "неяркой и скромной". Между тем нигде в стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Северо - Западе России, называемом последнее время Нечерноземьем. Могло ли все это не отозваться в душе народа, не запечатлеться в его делах и творениях? Красочная декоративность тканей, одежды, домашнего интерьера, присущая всему быту, вкупе с красотой природы действовала на человека с рождения. Такая обстановка сама по себе в какой-то мере художественна, и в такой обстановке нельзя не проснуться душе художника. Среди средних талантов рождалось немало хороших, а среди них и выдающиеся... Издание прекрасно оформлено, со множеством цветных иллюстраций. Вступительный текст В. И. Белова, текст И. Я. Богуславской, А. А. Рыбакова.
Султанов Н.
Древне-русские красные изразцы.
Издательство: Товарищество типографии А.И. Мамонтова.
Москва, 1894.
Пестрые поливные изразцы пользовались самым широким распространением в русском зодчестве 17 века. Мы встречаем
их на многих постройках во всех наших древних городах.
К сожалению, нельзя того же сказать о наших древних, "красных" изразцах, без поливы. В данном издании рассказывается
о последних, на тот период времени, археологических находках,
в которых и были найдены несколько образцов.

В данной статье описываются наиболее любопытные из них,
а также приложены снимки данных объектов.
Пестрые поливные изразцы пользовались самым широким распространением
в русском зодчестве 17 века.
Мы встречаем их на многих постройках
во всех наших древних городах.
К сожалению, нельзя того же сказать
о наших древних, "красных" изразцах,
без поливы. В данном издании рассказывается о последних, на тот период времени, археологических находках, в которых и были найдены несколько образцов.

В данной статье описываются наиболее любопытные из них, а также приложены снимки данных объектов.
Султанов Н.
Древне-русские красные изразцы.
Издательство: Товарищество
типографии А.И. Мамонтова.
Москва, 1894.
Под общей редакцией Горошникова В.В.
Памятники ярославской архитектуры.
Издательство: "Медиарост".
Рыбинск, 2022.
Ярославская земля – бесценная сокровищница русского зодчества. Масштабное научно-популярное издание охватывает более 50 шедевров культовой, гражданской и промышленной архитектуры.

Издание наглядно показывает историю отечественного зодчества, эволюцию архитектурных стилей, изменения градостроительного контекста городов и сёл.

Книга продолжает лучшие традиции российского искусствоведения. Среди авторов – искусствоведы, историки, музейные сотрудники, специалисты в области охраны и реставрации памятников культурного наследия.

Издание включает большой объём иллюстраций: помимо исторических и современных фотографий, это чертежи, архитектурная графика, реставрационные проекты, раритетные автографы архитекторов.
Под общей редакцией Горошникова В.В.
Памятники ярославской архитектуры.
Издательство: "Медиарост".
Рыбинск, 2022.
Ярославская земля – бесценная сокровищница русского зодчества. Масштабное научно-популярное издание охватывает более 50 шедевров культовой, гражданской и промышленной архитектуры.

Издание наглядно показывает историю отечественного зодчества, эволюцию архитектурных стилей, изменения градостроительного контекста
городов и сёл.

Книга продолжает лучшие традиции российского искусствоведения. Среди авторов – искусствоведы, историки, музейные сотрудники, специалисты в области охраны и реставрации памятников культурного наследия.

Издание включает большой объём иллюстраций: помимо исторических и современных фотографий, это чертежи, архитектурная графика, реставрационные проекты, раритетные автографы архитекторов.
Составитель Овсянников Ю.М.
Русские изразцы.
Издательство: "Художник РСФСР".
Ленинград, 1968.
В книге описана полная история возникновения изразцов, их виды, способы изготовления и использования. Вторая половина книги содержит иллюстративный материал
с различными видами изразцовой живописи. Сувенирная книга, включающая статью об изразцах и 64 красочные иллюстрации.
В книге описана полная история возникновения изразцов, их виды, способы изготовления и использования. Вторая половина книги содержит иллюстративный материал
с различными видами изразцовой живописи. Сувенирная книга, включающая статью об изразцах и 64 красочные иллюстрации.
Составитель Овсянников Ю.М.
Русские изразцы.
Издательство: "Художник РСФСР".
Ленинград, 1968.
Маслих С.А.
Русское изразцовое искусство XV-XIX веков.
Издательство: "Изобразительное искусство".
Москва,1983.
Автор книги Сергей Александрович Маслих - известный архитектор, он в течение 40 лет коллекционировал
изразцы и сюжеты их декора, изучал технологию производства, историю изразцового искусства, развитие различных школ и стилей изразцового творчества. Автор собрал сюжеты изразцов более чем из 80 городов и историко-архитектурных центров России. До сих пор настоящий альбом является лучшим и самым подробным изданием в своей области. Богато иллюстрированное издание содержит 304 цветных изображений деталей изразцов и изразцовых панно.

Маслих С.А.
Русское изразцовое искусство
XV-XIX веков.
Издательство: "Изобразительное
искусство".
Москва,1983.
Автор книги Сергей Александрович Маслих - известный архитектор,
он в течение 40 лет коллекционировал
изразцы и сюжеты их декора, изучал технологию производства, историю изразцового искусства, развитие различных школ и стилей изразцового творчества. Автор собрал сюжеты изразцов более чем из 80 городов
и историко-архитектурных центров России. До сих пор настоящий альбом является лучшим и самым подробным изданием в своей области. Богато иллюстрированное издание содержит 304 цветных изображений деталей изразцов
и изразцовых панно.

Made on
Tilda