КИРКА И ЛОПАТА-
ВОТ НАШЕ ОРУЖИЕ!
Подвигу строителей в Великой Отечественной войне посвящается!
«Строитель — профессия сугубо мирная, но, когда приходит война, он, если не берет оружие в руки, почти тут же становится военным строителем. Во всяком случае, в период Великой Отечественной войны это было именно так. Впрочем, РККА имела перед войной в своем составе и огромный «строительный отряд» численностью более миллиона человек»
«Строительная газета» №07 23.03.2024
Автор Владимир Тен
«Строитель — профессия сугубо мирная,
но, когда приходит война, он, если не берет оружие в руки, почти тут же становится военным строителем. Во всяком случае, в период Великой Отечественной войны это было именно так. Впрочем, РККА имела перед войной в своем составе и огромный «строительный отряд» численностью более миллиона человек»
Подвигу строителей в Великой Отечественной войне посвящается!
ВОТ НАШЕ ОРУЖИЕ!
КИРКА И ЛОПАТА-
«Строительная газета» №07 23.03.2024
Автор Владимир Тен
В этом году вся наша страна празднует
80-летие Победы в Великой Отечественной войне, и этой выставкой мы хотели бы отдать дань памяти военным строителям, рассказать о том, какую важную роль сыграли военные инженеры и как «строительные отряды» помогали ковать Победу — на фронте и в тылу.
Инженерные войска как могли приближали момент освобождения Родины от фашистских захватчиков, строили укрепления, убежища, дороги, возводили переправы, помогали защищать города от авиационных налетов и сохранять здания.
А после войны именно они восстанавливали разрушенное жилье и объекты народного хозяйства.
В 30-е годы, осознавая, что война неизбежна, советское правительство начало активную подготовку. Начали строить линию оборонительных сооружений, но некоторые укрепления к 1941 году еще не были готовы. В начале Великой Отечественной войны требовались быстрые, порой мобильные решения, которые можно было бы применить на фронте в условиях нехватки средств и людских ресурсов, отсутствия техники. Солдаты, а порой и гражданские, по проектам военных инженеров умудрялись в кратчайшие сроки возводить доты, окопы, строить переправы, командные пункты, убежища и прочие фортификационные сооружения.
Условия военного времени диктовали совершенно иные формы организации инфраструктуры. Из-за больших потерь среди строителей приходилось привлекать и гражданских специалистов. В срочном порядке для строительства в тылу новых оборонительных сооружений было привлечено более ста строительных организаций, которые теперь назывались «военно-строительными частями», а также создавались саперные армии.
Строители в начале войны понесли ужасающие потери — по оценкам некоторых военных специалистов, до полумиллиона человек. Но при этом не в качестве гражданских потерь, а как воины с лопатами в руках. Такие потери не были бессмысленными: на преодоление наших «оборонительных линий» у врага уходило от нескольких дней до двух месяцев, что дало стране время на формирование и подтягивание резервов.
В 30-е годы, осознавая, что война неизбежна, советское правительство начало активную подготовку. Начали строить линию оборонительных сооружений, но некоторые укрепления к 1941 году еще не были готовы. В начале Великой Отечественной войны требовались быстрые, порой мобильные решения, которые можно было бы применить на фронте в условиях нехватки средств и людских ресурсов, отсутствия техники. Солдаты, а порой и гражданские по проектам военных инженеров умудрялись в кратчайшие сроки возводить доты, окопы, строить переправы, командные пункты, убежища и прочие фортификационные сооружения.
Условия военного времени диктовали совершенно иные формы организации инфраструктуры. Из-за больших потерь в среде строителей приходилось привлекать и гражданских специалистов. В срочном порядке для строительства в тылу новых оборонительных сооружений было привлечено более ста строительных организаций, которые теперь назывались «военно-строительными частями», а также создавались саперные армии.
Строители в начале войны понесли ужасающие потери — по оценкам некоторых военных специалистов, до полумиллиона человек. Но при этом не в качестве гражданских потерь, а как воины с лопатами в руках. Такие потери не были бессмысленными, на преодоление наших «оборонительных линий» у врага уходило от нескольких дней до двух месяцев, что дало стране время на формирование и подтягивание резервов. В 30-е годы, осознавая, что война неизбежна, советское правительство начало активную подготовку. Начали строить линию оборонительных сооружений, но некоторые укрепления к 1941 году еще не были готовы. В начале Великой Отечественной войны требовались быстрые, порой мобильные решения, которые можно было бы применить на фронте в условиях нехватки средств и людских ресурсов, отсутствия техники. Солдаты, а порой и гражданские по проектам военных инженеров умудрялись в кратчайшие сроки возводить доты, окопы, строить переправы, командные пункты, убежища и прочие фортификационные сооружения.
Условия военного времени диктовали совершенно иные формы организации инфраструктуры. Из-за больших потерь в среде строителей приходилось привлекать и гражданских специалистов. В срочном порядке для строительства в тылу новых оборонительных сооружений было привлечено более ста строительных организаций, которые теперь назывались «военно-строительными частями», а также создавались саперные армии.
Строители в начале войны понесли ужасающие потери — по оценкам некоторых военных специалистов, до полумиллиона человек. Но при этом не в качестве гражданских потерь, а как воины с лопатами в руках. Такие потери не были бессмысленными, на преодоление наших «оборонительных линий» у врага уходило от нескольких дней до двух месяцев, что дало стране время на формирование и подтягивание резервов.
В этом году вся наша страна празднует 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, и этой выставкой мы хотели бы отдать дань памяти военным строителям, рассказать о том, какую важную роль сыграли военные инженеры и как «строительные отряды» помогали ковать Победу — на фронте и в тылу.
Инженерные войска как могли приближали момент освобождения Родины от фашистских захватчиков: строили укрепления, убежища, дороги, возводили переправы, помогали защищать города от авиационных налетов и сохранять здания. А после войны именно они восстанавливали разрушенное жилье и объекты народного хозяйства.
Военные строители на службе Отечеству
О подвиге военных строителей наша подборка книг
О подвиге военных строителей
наша подборка книг
Особый интерес вызывают издания военного времени
Особый интерес вызывают издания
военного времени
Маляров В.Н.
Оборонительное строительство на западных рубежах России (СССР): Военные строители на службе Отечеству 1914-1945 гг.
Москва, 2021.
Книга посвящена изучению деятельности государственных и военных органов управления, общественных организаций, военачальников, командиров, инженеров, ученых, строителей по организации оборонительного строительства, мобилизации трудовых и материальных ресурсов в условиях мировых и Гражданской войн, межвоенного периода на западных рубежах России (СССР). Опираясь на документальные источники, в книге анализируются проблемы влияния внешне - и внутриполитических факторов на развитие органов военно-экономической политики государства по вопросам инженерной подготовки России, СССР к обороне. Показан вклад военных инженеров, командиров, ученых в укрепление
обороноспособности страны.
Книга рассказывает о героизме тружеников военно-полевого строительства, на основе архивных и опубликованных источников, воспоминаний участников строительства всесторонне раскрывается история массового трудового подвига населения республики Чувашии. Более 171 тысячи тружеников принимали участие в строительстве фортификационных линий, сооруженных по правобережью рек Сура, Уза, Няньга, Чардым на территории Марийской, Мордовской и Чувашской АССР, Горьковской, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областей. Оборонительный рубеж предназначался для задержания немецких войск на подступах к крупнейшим городам Среднего Поволжья: Казани, Куйбышеву, Ульяновску. В издании приводятся схемы,
карты рубежей и архивные фотографии.
О.В.Андреев, Е.В.Касимов, Ф.Н. Козлов, М.А. Широкова.
Подвиг труженников Чувашии.
Строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
Чувашское книжное издательство.
Чебоксары, 2021.
О.В.Андреев, Е.В.Касимов, Ф.Н. Козлов,
М.А. Широкова.
Подвиг труженников Чувашии.
Строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
Чувашское книжное издательство.
Чебоксары, 2021.
Книга рассказывает о героизме тружеников военно-полевого строительства, на основе архивных и опубликованных источников, воспоминаний участников строительства всесторонне раскрывается история массового трудового подвига населения республики Чувашии. Более 171 тысячи тружеников принимали участие в строительстве фортификационных линий сооруженных по правобережью рек Сура, Уза, Няньга, Чардым на территории Марийской, Мордовской и Чувашской АССР, Горьковской, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областей. Оборонительный рубеж предназначался для задержания немецких войск на подступах к крупнейшим городам Среднего Поволжья: Казани, Куйбышеву, Ульяновску. В издании приводятся схемы, карты рубежей, архивные фотографии.
Книга ""Канал “Москва - Волга” и его роль в истории столицы: к 80-летию Битвы за Москву"" - это первое постсоветское научно-популярное издание, посвященное данной тематике. Впервые в одном издании канал ""Москва - Волга"" (ныне Канал имени Москвы) рассмотрен и как социально значимый исторический феномен, уникальный среди мировых гидротехнических созданий, и как оборонительное сооружение. В издании особое внимание акцентируется на роли канала в обороне Москвы в 1941 году - этот этап выделяется как один из ключевых в истории Великой Отечественной войны."
Канал Москва-Волга и его история в истории столицы.
К 80-летию Битвы за Москву.
Под общей редакцией проф. А.Г. Назаровова.
Издательство: Прометей.
Москва, 2021.
Канал Москва-Волга и его история в истории столицы.
К 80-летию Битвы за Москву.
Под общей редакцией проф. А.Г. Назаровова.
Издательство: Прометей.
Москва, 2021.
Книга ""Канал “Москва - Волга” и его роль в истории столицы: к 80-летию Битвы за Москву"" - это первое постсоветское научно-популярное издание, посвященное данной тематике. Впервые в одном издании канал ""Москва - Волга"" (ныне Канал имени Москвы) рассмотрен и как социально значимый исторический феномен, уникальный среди мировых гидротехнических созданий, и как оборонительное сооружение. В издании особое внимание акцентируется на роли канала в обороне Москвы в 1941 году - этот этап выделяется как один из ключевых в истории Великой Отечественной войны."
Провал гитлеровского наступления на Москву.
Под редакцией члена-корреспондента АН СССР А.М. Самсонова
Издательство «Наука».
Москва, 1966.
Настоящий сборник написан не профессиональными литераторами, а воинами, которые рассказывают о том, что сами видели, испытали, сделали. В этих воспоминаниях сохранены дух и настроение суровых осени 1941 и зимы 1941/42 г. События, происходившие под Москвой в тот период, отображены так,
как это было в действительности.
Провал гитлеровского наступления на Москву.
Под редакцией члена-корреспондента АН СССР
А.М. Самсонова
Издательство «Наука».
Москва, 1966.
Настоящий сборник написан не профессиональными литераторами, а воинами, которые рассказывают о том, что сами видели, испытали, сделали. В этих воспоминаниях сохранен дух и настроение суровых осени 1941 и зимы 1941/42 г. События, происходившие под Москвой в тот период, отображены так,
как это было в действительности.
Настоящий краткий справочник (карманное издание) имеет назначение облегчить начальствующему составу (командирам взводов, рот, батарей, батальонов, дивизионов и полков) организацию работ по укреплению местности средствами полевой фортификации. В основу справочника положены указания Полевого
и боевых уставов Красной Армии и специальных наставлений, касающихся вопросов укрепления местности.
Майор С. Гербановский.
Укрепление местности.
Краткий справочник для начальствующего состава.
Воениздат НКО СССР.
Москва, 1941.
Майор С. Гербановский.
Укрепление местности.
Краткий справочник для начальствующего состава.
Воениздат НКО СССР.
Москва, 1941.
Настоящий краткий справочник (карманное издание) имеет назначением облегчить начальствующему составу (командирам взводов, рот, батарей, батальонов, дивизионов и полков) организацию работ по укреплению местности средствами полевой фортификации. В основу справочника положены указания Полевого и боевых уставов Красной Армии и специальных наставлений, касающиеся вопросов укрепления местности.
А.Р. Дзенискевич, В.М. Ковальчук, Г.Л. Соболев, А.Н. Цамутали,В.А. Шишкин.
Непокоренный Ленинград.
Краткий очерк истории города в период Великой Отечественной войны.
Издательство: «Наука».
Ленинград, 1985.
Ледяные переправы.
Руководство для инженерных войск.
Воениздат НКО СССР.
Москва, 1942.
А.Р. Дзенискевич, В.М. Ковальчук, Г.Л. Соболев,
А.Н. Цамутали,В.А. Шишкин.
Непокоренный Ленинград.
Краткий очерк истории города в период Великой Отечественной войны.
Издательство: «Наука».
Ленинград, 1985.
В данном руководстве для инженерных войск «Ледяные переправы» излагаются такие аспекты как:
- разведка ледяных переправ;
- переправы по льду, усиленному намораживанием;
- свайно-ледяные переправы;
- сопряжение ледяной переправы с бегом;
- переправы при осеннем ледоходе и ледосплаве;
- переправы весной;
- переправы под огнем противника;
- эксплуатация ледяных переправ.
Изданное в 1942 году пособие было очень востребовано в наших
климатических условиях, где по полгода реки находятся подо льдом.
В данном руководстве для инженерных войск «Ледяные переправы» излагаются такие аспекты как:
- разведка ледяных переправ;
- переправы по льду, усиленному намораживанием;
- свайно-ледяные переправы;
- сопряжение ледяной переправы с бегом;
- переправы при осеннем ледоходе и ледосплаве;
- переправы весной;
- переправы под огнем противника;
- эксплуатация ледяных переправ.
Изданное в 1942 году пособие было очень востребовано в наших климатических условиях, где по полгода реки находятся подо льдом.
Ледяные переправы.
Руководство для инженерных войск.
Воениздат НКО СССР.
Москва, 1942.
Книга посвящена героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. В ней раскрываются беспримерное мужество советских воинов, величие подвига защитников города, освещаются различные стороны жизни
и борьбы ленинградцев, на долю которых выпали огромные трудности и лишения.
В книге широко использованы историческая и мемуарная литература, материалы периодической печати и архивов.
Издание содержит значительное количество иллюстраций.
Книга рассчитана на всех интересующихся историей Великой Отечественной войны.

На данной выставке представлены выдержки из этой книги, касающиеся непосредственного участия трудящихся Ленинграда в защите родного города от немецко-фашистских захватчиков. А также рассказывается о большом значение строительства оборонительных сооружений на дальних и ближних подступах к Ленинграду. Затрагивается тема маскировки стратегических и культурных объектов.
Книга посвящена героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. В ней раскрываются беспримерное мужество советских воинов, величие подвига защитников города, освещаются различные стороны жизни
и борьбы ленинградцев, на долю которых выпали огромные трудности и лишения.
В книге широко использованы историческая и мемуарная литература, материалы периодической печати и архивов.
Издание содержит значительное количество иллюстраций.
Книга рассчитана на всех интересующихся историей Великой Отечественной войны.

На данной выставке представлены выдержки из данной книги, касающиеся непосредственного участия трудящихся Ленинграда в защите родного города от немецко-фашистских захватчиков. А также рассказывается о большом значение строительства оборонительных сооружений на дальних и ближних подступах к Ленинграду. Затрагивается тема маскировки стратегических и культурных объектов.
Военная маскировка
Одной из важных задач, поставленных перед штабами МПВО городов и районов в годы Великой Отечественной войны,
стала маскировка стратегически важных объектов.
Маскировкой в годы Великой Отечественной войны занимались преимущественно профессиональные художники, архитекторы и строительные отряды. Так, маскировкой Москвы занималась группа художников и строителей под руководством художника-архитектора Бориса Иофана. Маскировка столицы очень затрудняла для фашистов нахождение тех или иных объектов. На крышах действующих предприятий – фабрик и заводов – были возведены фанерные города – обманки. С большой высоты они действительно напоминали жилые районы. Вражеские летчики тратили драгоценные минуты, пытаясь понять, настоящий это объект или нет. И часто во время таких замешательств они встречали огонь советских зениток.

Задача, скажем так, была совсем не из лёгких. У художников военного времени не было большого ассортимента красок, совершать чудеса маскировки им приходилось из того, что имелось под руками. И лишь смекалка с нестандартными
решениями была им в помощь.
О чудесах военной маскировки читайте в подборке статей периодических изданий и в «справочнике маскировщика». Издания военного времени.
О чудесах военной маскировки читайте в подборке статей периодических изданий и в «справочнике маскировщика». Издания военного времени.
Одной из важных задач, поставленных перед штабами МПВО городов и районов в годы Великой Отечественной войны,
стала маскировка стратегически важных объектов.
Маскировкой в годы Великой Отечественной войны занимались преимущественно профессиональные художники, архитекторы и конечно строительные отряды. Так, маскировкой Москвы занималась группа художников и строителей под руководством художника-архитектора Бориса Иофана. Маскировка столицы очень затрудняла для фашистов нахождение тех или иных объектов. На крышах действующих предприятий – фабрик и заводов – были возведены фанерные
города – обманки. С большой высоты они, действительно, напоминали жилые районы. Вражеские летчики тратили драгоценные минуты, пытаясь понять настоящий объект или нет. И часто во время таких замешательств они встречали огонь советских зениток.

Задача, скажем так, была совсем не из лёгких. У художников военного времени не было большого ассортимента красок, совершать чудеса маскировки им приходилось из того, что имелось под руками. И лишь смекалка с нестандартными
решениями была им в помощь.
УБЕЖИЩА
Подземные пространства, оборудованные для защиты от воздушной угрозы, появляются в Москве со второй половины 1920-х годов. Первыми среди них стали легкие газоубежища, которые проектировались при стратегически важных городских объектах — инфраструктурных, производственных и административных. В частности, среди объектов, подлежащих обеспечению газоубежищами, летом 1927 года впервые был упомянут Кремль. Как минимум до середины 1930-х годов советские военные теоретики выделяли «воздушно-химическую» угрозу как основную для городских противовоздушных сооружений, «так как действие боевого газа может распространяться на очень большое расстояние». Соответственно, защита от прямого попадания фугасных авиабомб в ранних городских убежищах вообще не предусматривалась. Комнаты-газоубежища оборудовались в самых обыкновенных подвалах или даже на наземных этажах зданий.
Подземные пространства, оборудованные для защиты от воздушной угрозы, появляются в Москве со второй половины 1920-х годов. Первыми среди них стали легкие газоубежища, которые проектировались при стратегически важных городских объектах — инфраструктурных, производственных и административных. В частности, среди объектов, подлежащих обеспечению газоубежищами, летом 1927-го года впервые был упомянут Кремль. Как минимум до середины 1930-х годов советские военные теоретики выделяли «воздушно-химическую» угрозу как основную для городских противовоздушных сооружений, «так как действие боевого газа может распространяться на очень большое расстояние». Соответственно, защита от прямого попадания фугасных авиабомб в ранних городских убежищах вообще не предусматривалась. Комнаты-газоубежища оборудовались в самых обыкновенных подвалах, или даже в наземных этажах зданий.
Info@cntb-sa.ru
Центральная
научно-техническая
библиотека по строительству
и архитектуре
Made on
Tilda